ABA-терапия: как работает и кому помогает

ABA-терапия существует с середины двадцатого века, но в Украине до сих пор известна не всем. Разбираемся, по каким принципам она работает, кому помогает, и с какого возраста стоит ее применять.

Ребенок играет в ходе ABA-терапии - Neuroflex

Содержание

Что такое ABA-терапия

Это терапия, построенная на принципах бихевиоризма. В ее основе положительное подкрепление «правильного» поведения. Правильное — не то, что устраивает родителей, а то, что помогает ребенку адекватно реагировать на стимулы окружающего мира, в том числе, общаться с другими людьми.

Чаще всего ABA-терапия помогает детям с расстройствами аутистического спектра, но подойдет и детям без диагноза, но с проблемами в поведении. Роберт Шрамм, теоретик и практик ABA-терапии сравнивает трудности ребенка с аутизмом с песчаной стеной, построенной вокруг него. Чтобы выбраться к миру, нужно преодолеть стену. Чтобы помочь ребенку, нужно поддерживать каждый его «переход» через стену. Постепенно подкреплением станет сам опыт общения с реальным миром — ребенок начнет поддерживать сам себя.

Специалист по ABA-терапии не только работает с ребенком, он обучает родителя. Именно родитель должен понять основные принципы терапии. Например, то, что у каждого поведения есть своя цель и свои предпосылки.

Предпосылка — то, что запускает поведение. Это может быть слово, например, плохо сформулированная просьба. Или другой раздражитель, даже свет или звук. Предпосылка запускает поведение. Ребенок слышит просьбу и реагирует неадекватно — например, бьет тарелки. В итоге он получает внимание отца — отец недоволен и ругает ребенка.

Терапевт помогает увидеть в поведении истинную цель — внимание родителя. Поняв цель, родитель должен подкреплять адекватные способы ее достижения — ребенок спокойно ест ужин и получает за ужином внимание от отца и матери. А неадекватные не подкреплять — то есть не реагировать, если ребенок бьет тарелку и уж точно не ругать.

С какого возраста можно применять ABA-терапию

ABA-терапия помогает даже взрослым людям при реабилитации после черепно-мозговых травм. Но лучше всего она работает с детьми от трех до пяти лет. В этом возрасте мозг и психика достаточно пластичны, чтобы адекватное поведение формировалось без особых трудностей.

Однако в ABA-терапии существуют программы раннего вмешательства, например, Денверская модель. Этот подход помогает работать с детьми от 1-го года до 3-х лет в детском саду и дома. С его помощью корректируют не только поведение, но и речевые задержки. Денверская модель строится на тех же принципах, что и ABA-терапия, но включает в себя больше игровых и невербальных техник. Подробнее можно прочитать об этой программе в книге Салли Роджерс.

ABA-терапия

Узнайте больше об услуге и запишитесь на консультацию

Узнать подробности

Как работает ABA-терапевт

У ABA-терапевта нет готовых решений — все техники и приемы «настраиваются» под конкретного клиента. Поэтому сначала терапевт встречается с родителями и ребенком, проводит оценку их взаимоотношений и поведения ребенка. Скорее всего терапевт посетить дом и детский сад, чтобы увидеть типичные условия обучения, понаблюдать за ним в безопасной для ребенка обстановке.

На основе наблюдений и оценки терапевт составит план обучения. В плане обязательно должны быть указаны цели — через несколько месяцев станет понятно, получается ли что-то у терапевта, ребенка и родителей. В плане точно будут рекомендации для родителей и учителей, работающих с ребенком — будет сказано, как можно и как нельзя подкреплять его поведение.

Также терапевт проведет тренинг для родителей. На нем он не только расскажет об адекватных способах подкрепления, но поможет их закрепить на практике. Также терапевт научит родителей техникам, помогающим «выдохнуть» и взять свои эмоции под контроль.

Через несколько месяцев терапевт будет оценивать продвижение ребенка по образовательному маршруту. Для этого он будет наблюдать за ребенком, оценивать терапевтические стратегии, корректировать их, дополнительно работать с родителями.

Почему ABA-терапию критикуют

Когда ABA-терапию только начали применять для работы с детьми с РАС, претензий было много. На занятия тратилось до 40 часов в неделю — слишком много по сравнению с другими методами. Занятия проводились в учебной аудитории, а не в знакомой для ребенка обстановке.

Количество занятий в неделю варьируется в разных программах от 15 до 40, но занятия проводятся не только в центре. Кроме специалиста, с ребенком работают его родители и воспитатели. Полученные навыки закрепляются в знакомых для ребенка условиях: дома или в детском саду. Это возможно благодаря выздам специалиста и домашней работе. Терапевты не применяют наказания, а совершенствуют применение положительного подкрепления.