Есть ли у моего ребенка аутизм?

В настоящее время распространенность расстройства аутистического спектра (РАС) составляет 1 случай из 59 детского населения. Как правило родители до последнего не хотят верить, что у их малыша есть проблемы. Ребенка приводят к специалисту, когда особенности его поведения уже нельзя объяснить только "трудным характером". Давайте разбираться, что скрывается под аббревиатурой РАС.


Содержание

Что такое РАС

Под расстройствами аутистического спектра в широком смысле понимается необщительность, отрешенность от внешнего мира, своеобразие интересов и поведения.

В более узком смысле РАС — это расстройство развития, обусловленное взаимодействием генетических факторов и среды. Проявления РАС очень индивидуальны и включают в себя как тяжелые формы аутизма, относящиеся к синдрому Каннера, так и адаптивные — синдром Аспергера.

Как определить РАС

Определить аутизм по анализу крови или генетическому тесту нельзя. Также такой ребёнок не имеет выраженных особенностей внешности, характерных, например, для синдрома Дауна. Важную роль в постановке диагноза играет анализ поведения ребёнка.

Все симптомы аутизма можно объединить в две большие группы:

  • нарушение общения;
  • стереотипное или повторяющееся поведение.

Отсутствие или задержка речи не является диагностическим критерием для постановки диагноза аутизма, но именно с этой жалобой родители чаще всего обращаются к врачам, психологам и логопедам.

Нарушения общения

О нарушениях общения говорят, когда у ребёнка мало или отсутствуют социальные контакты соответствующие возрасту. Других людей для него как будто не существует, ребёнок может не различать живое и неживое, использовать маму как инструмент для удовлетворения своих потребностей, со сверстниками не взаимодействует. Наиболее частые жалобы родителей на такое поведение: «ему как будто всё равно есть я или нет», «ребёнок может пойти за любым взрослым, не отличает чужих и своих». Родителям бывают трудно понять, нуждается ли их ребёнок в заботе.

Если ребёнок говорит, то речь не направлена на коммуникацию, он как будто говорит сам для себя. Ребёнок не поддерживает глазной контакт, не откликается эмоционально, с трудом различает эмоции окружающих.

Стереотипное или повторяющееся поведение

Нередко ребёнка с РАС можно застать за монотонным раскачиванием взад-вперёд, размахиванием руками, хождением кругами, ходьбой на цыпочках, прыжками или открыванием и закрыванием дверей, вращением различных предметов, выстраиванием цепочек из кубиков, машинок и других игрушек. Их завораживают маятник часов, идущий поезд или трамвай, мигание лампочек, движение эскалатора. Ребёнка очень сложно отвлечь от этих занятий. 

Ребёнок может крайне болезненно реагировать на любые изменения в привычной среде, не давать переставить шкаф или сменить одежду.

Иногда формы стереотипного поведения приводят к самоповреждению: ребёнок с силой надавливает на глаза, кусает или царапает себя. Также могут проявляться навязчивые страхи.

Отсутствие или задержка речи

Многие дети с РАС не говорят, либо говорят очень плохо. Однако могут успешно освоить альтернативные способы общения: с помощью карточек, специальных планшетов. Также они испытывают сложности с пониманием речи, не понимают шуток, переносного смысла, всё сказанное понимают буквально. 

С другой стороны дети с синдромом Аспергера нередко осваивают речь очень рано, ещё до года, сразу говорят длинными предложениями, их привлекают сложные слова. Такие дети отличаются хорошей вербальной памятью и могут с легкостью пересказывать большие куски текста.

При этом ни те, ни другие не используют речь для коммуникации. Они как будто не понимают, что другого человека можно о чём-то попросить или чем-то с ним поделиться. Также детям сложно описать своё эмоциональное состояние или физиологическую нужду. 

Что делать, если у ребёнка РАС

Увидев в поведении ребёнка патологические черты, легко впасть в отчаяние. Однако задача родителя и специалиста разглядеть риск развития аутизма как можно раньше, в идеале в возрасте до 18 месяцев. Такое раннее вмешательство поможет предотвратить закрепление поведенческих ритуалов и страхов, повысит шансы успешной социализации.

Диагностика аутизма в центре Neuroflex