Диагностика готовности к школе

В прошлом году школы Украины приняли 448 тысяч первоклашек. Сколько из этих детей действительно были готовы к школе неизвестно. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в классе и успевал за программой без ударов по самооценке и потери мотивации, он должен быть достаточно зрелым психически. Готовность к школе можно определить при помощи специальных диагностических методик, и в случае необходимости подтянуть или скорректировать еще не полностью развитые навыки и функции. В этой статье мы расскажем об аспектах готовности к школе, о том как ее определить и на что обратить внимание родителям, чьи дети уже в школе и им там непросто.


Содержание

Какие навыки нужно развить при подготовке к школе

Говоря о готовности к школе, нужно ориентироваться не только на усидчивость и восприятие информации, но и на другие факторы. Эти факторы определяют будет ли вашему ребенку интересно в коллективе, сможет ли он успевать за классом и многое другое.

Социальные навыки

Ребенок с хорошо развитыми социальными навыками умеет ладить с детьми и взрослыми, ведет себя соответственно ситуации, может играть в группе и самостоятельно, соотносит свое поведение с поведением других в игре и общении.

Эмоциональные навыки

Ребенок может на определенном уровне управлять эмоциями, фокусироваться на задачах, следовать указаниям и инструкциям учителей, справляться со стрессом в новой школьной среде. Он понимает, что такое правила, как они работают, например, что нельзя бегать во время урока. Может их придерживаться — контролироваться свои импульсы и ситуативные потребности, например, когда хочется бегать, а нужно заниматься.

Языковые навыки

Ребенок разговаривает, или использует альтернативную систему коммуникации, например, карточки peks, слушает взрослых и других детей. Может четко сообщить о своих потребностях и состояниях, понимает истории и начинает распознает некоторые написанные буквы и звуки.

Когнитивные навыки

Ребенок лучше понимает базовые причинно следственные связи, он умеет ждать и понимает, например, что такое «работать по очереди».

Физическое здоровье и координация

Ребенок здоров, у него всё в порядке с координацией — может бегать, прыгать, лазать, ловить мяч и бросать его в нужном направлении. У него развита мелкая моторика, например, может держать карандаш, перелистывать страницы в книге.

Независимость и навыки самообслуживания

Ребенок самостоятельно может одеться, раздеться, сходить в туалет, распаковать обед и убрать за собой.

При диагностике готовности ребенка оценивают и учитывают навыки в трех категориях:

  • интеллектуальную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую.

Методы диагностики готовности к школе

Когда родители не уверены, готов ли ребенок к школе, они часто обращаются за советом к учителю начальных классов или воспитателю в дошкольной группе. Их мнение действительно важно, но оно субъективно. Также часто возникает ситуация, когда и воспитатели, и психолог не рекоммендуют отдавать ребенка в школу, а родители настаивают. В таком случае важно опираться на результаты диагностики — так вы будете действовать в интересах ребенка. Объективно оценить пора ли отдавать ребенка в первый класс можно при помощи тесты WISC-IV и NEPSY-II. Они с высокой точностью покажут:

  • уровень речевого развития ребенка,
  • способность концентрироваться, контролировать импульсы, распределять внимание;
  • способность выполнять математические, пространственные задания,
  • соответствие ребенка нормам развития, слабые и сильные стороны;
  • уровень понимания социальных взаимоотношений, эмоций других людей.

По результатам диагностики родители получают развернутый отчет о готовности ребенка к школе и личные рекомендации. Психолог рекомендует на что обратить внимание, какая, возможно, нужна коррекция, чтобы подготовить ребенка к школе по всем аспектам.

Диагностика дислексии в центре Neuroflex

Чем грозит недостаточная готовность к школе

Как неподготовленность влияет на мотивацию

Часто дети попадают в школу не будучи готовыми по нескольким факторам зрелости. Например, у ребенка хорошо развиты когнитивные способности и координация, но ему сложно следовать инструкциям, он на ровном месте конфликтует с другими детьми. Получается, что на уровне знаний ребенок готов к школе, а на социальном уровне — нет. Могут быть не сформированы функции, которые необходимы для учебы. Например, ребенок маленький и еще не выполнил задачи развития предыдущих этапов — не доиграл. Не сформированы функции внимания и исполнительные функции на том уровне, который нужен для школы. Из-за критики, конфликтов, непонимания, сравнения с другими, самооценка ребенка стремительно падает, а вместе с ней и мотивация учиться, слушать преподавателя, ходить в школу в целом. Если отдать ребенка в школу раньше, чем он к этому готов, он не начнет развиваться быстрее, а скорее закроется и будет страдать. Если ребенок еще маленький, ему будет полезнее игра, а школа для него будет разрушительна и преждевременна.

Как ребенок учит новое и почему важно, чтобы получалось

Чтобы ребенок эффективно и с удовольствием учился, ему нужно постоянно перемещаться между двумя зонами: зоной «силы» и зоной развития. Для любого развития нужны усилия, потому что когда мы учимся, то сталкиваемся с препятствиями. Чтобы их преодолеть нужна уверенность в себе. Мы точно знаем, что зачастую первоклашка может написать букву или выучить стих если постарается, а он в этом еще не уверен. Чтобы концентрироваться на задаче, прилагать усилия, у ребенка должна быть зона «силы», находясь в которой он не сомневается в своих способностях. Поэтому очень важно вовлекать ребенка в активности, в которых он может проявить свои сильные стороны и акцентировать внимание на успехе.

Почему ребенок не справляется в начальной школе

Мы понимаем, что когда родители говорят о том, что их ребенок не справляется с программой начальной школы, их в первую очередь волнуют не оценки, а психологическое благополучие ребенка. Проблемы в школе могут быть спровоцированы разными факторами, например:

  • Завышенный уровень требований. Прежде чем волноваться о том, что ваш ребенок не успевает за программой, разберитесь с самой программой. Возможно, учитель старается давать как можно больше материала или заданий «со звездочкой» для каждого. У когнитивного развития есть нормы, и если ваш ребенок не успевает за слишком нагруженной программой, но потянул бы обычную — он в норме. Вы можете решить поменять класс или скорректировать обучение. Бывает и так, что ребенок интеллектуально готов к такой нагрузке, а психологически нет — стресс и соревновательность в классе мешают ему сосредоточиться и демотивируют.
  • Ребенка слишком рано отдали в школу. В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл приводит результаты исследований, которые показывают, что за редким исключением отдавать ребенка в школу «пораньше» — плохая идея. Даже полгода разницы в этом возрасте играют роль, дети постарше вырываются вперед, учителя начинают уделять им больше времени, давать более сложные задания и т.д. Незначительный первоначальный разрыв усиливается очень быстро и может определить будущее ребенка. Прежде чем погрузиться в школьный процесс, ребенок должен пройти все предыдущие этапы развития. При этом большая часть навыков формируется во время игр, которые взрослым могут казаться чересчур детскими и бессмысленными.
  • Психологический дискомфорт. Здесь может проявиться и эмоциональная или социальная незрелость, и какой-то внешний фактор. Если по результатам диагностики эмоционально-волевые и социальные характеристики ребенка в норме, нужно искать причину дискомфорта извне. Это может быть и несовместимость с преподавателем, и какой-то конкретный конфликт с другими учениками, и даже ваше повышенное или недостаточное внимание к школьным делам ребенка.
  • Нарушения развития школьных навыков или внимания и поведения. Бывает, что ребенку трудно выполнять простые задачи, даже после многократного повторения, ему значительно сложнее чем другим даются чтение, письмо и т.д. Иногда роль играют и очевидные поведенческие нарушения: ребенок проявляет немотивированную агрессию, не может сконцентрироваться, плохо запоминает сказанное и т.д.

Что делать, если ребенку тяжело в первых классах

Диагностика готовности к школе и коррекция

Согласно исследованиям, проведенным в США, у каждого десятого ребенка встречается дислексия, дисграфия и/или дискалькулия. Намного эффективнее диагностировать их до начала школьного года. Специалист даст вам рекомендации по коррекции и вы органично введете их в программу подготовки. Если же дислексия, дисграфия или расстройства поведения обнаруживаются уже в школе, с ними по-прежнему можно эффективно работать. Главное — не ждать пока ребенок «перерастет» если диагностика показывает, что нужно поработать над определенными навыками и компетенциями.

Создание поддерживающей среды для усиления мотивации

Вне зависимости от того, насколько ваш ребенок готов к школе, есть смысл создавать ему «подушку безопасности», зону комфорта, в которой ему не просто приятно, но в которой он набирается сил для развития. Если вы видите, что у ребенка что-то хорошо получается — акцентируйте его внимание на этом. Если в каком-то кружке или студии всё идет отлично, не спешите думать, что «он из этого вырос, нужно что-то посложнее». Ребенку, у которого не всё получается в школе, обязательно нужно занятие, которым он будет укреплять уверенность. Любые коррекционные занятия требуют волевого участия ребенка, и вера в себя ему очень пригодится.

Не торопитесь отдавать ребенка в школу, если не уверены, что он к ней готов. Если у вас есть сомнения, обратитесь к специалистам для диагностики. Даже если вас ребенок уже начал учебу и что-то идет не так, помните, что провести диагностику и скорректировать разные аспекты школьной зрелости ребенка можно практически на любом этапе обучения.