Почему мой ребёнок плохо учится?

Поход ребёнка в первый класс — радостное и волнительное событие для всей семьи. Но уже вскоре родители замечают, что оценки в дневнике не такие уж высокие, выполнение домашних заданий занимает всё больше времени, а результата нет. На родительских собраниях ребёнка хвалят только учителя по музыке и физкультуре. Может быть ребёнок не создан для точных наук? Давайте разбираться.


Содержание

Расстройства развития школьных навыков

Основные навыки, которыми должен овладеть ребёнок в начальной школе, — это чтение, письмо, счёт. Если достижения ребёнка в одном из этих навыков отстаёт на 1 — 2 года от возрастной нормы, то у него может быть диагностировано одно из расстройств школьного обучения.

5% детей имеют расстройства школьного обучения

Дислексия

Дислексия — нарушение способности к чтению. Ребёнок с таким расстройством всячески старается избежать ситуаций, когда ему надо читать. Садясь за книгу, он жалуется на головную боль или боль в животе, хотя до этого был абсолютно здоров. Он путает буквы, переставляет их местами, с трудом понимает прочитанное.

 В дошкольном возрасте признаками дислексии может быть:

  • позднее овладение речью;
  • медленый рост словарного запас;
  • сложности в произношении длинных слов (ребёнок переставляет местами буквы и слоги в слове);
  • трудности запоминания букв и соотнесении со звуками;
  • нечувствительности к простым рифмам (дрова — трава);
  • плохое запоминание цветов, форм, дней недели и месяцев.

Также такой ребёнок может быть неуклюжим, неловким — часто роняет вещи, ударяется о предметы, не может поймать брошенный ему мяч, путает «право» и «лево».

В школьном возрасте симптомы дислексии становятся более очевидными, поскольку дети уделяют много времени освоению чтения и письма. Вот несколько характерных проявлений дислексии у детей в возрасте от 7 до 12 лет:

  • проблемы с запоминанием названий букв и соответствующих звуков;
  • многочисленные орфографические ошибки;
  • путаница с похожими по написанию буквами и цифрами:
  • чтение вслух вызывает значительные трудности: ребёнок читает медленно, с большими паузами и ошибками;
  • сохраняются трудности с запоминанием последовательностей дней недели, месяцев и алфавита.

Ребёнок неловкий, мелкая моторика развита плохо — трудно застегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

В подростковом возрасте симптомы дислексии сглаживаются, но кроме вышеперечисленных могут включать в себя:

  • сложности с выражением своих мыслей в письменном виде;
  • неверное произношение слов и ударений, ошибки в падежных окончаниях;
  • проблемы с пониманием шуток, переносного смысла;
  • трудности с освоением иностранных языков;
  • сложности с запоминанием.

Дисграфия

Дисграфия — устойчивое нарушение письма. Ребёнок всячески старается избегать письменных заданий, много отвлекается. Часто дисграфия и дислексия проявляются вместе. Полная неспособность читать и писать называется аграфией.

Вот несколько выраженных симптомов дисграфии:

  • медленная скорость письма;
  • почерк неразборчивый;
  • ребёнок проговаривает слова во время письма;
  • пропуски букв, слогов и слов;
  • сложности в расположение слов на листе — большие пропуски между слов, залезания на поля, нехватка длины строки и т.д.;
  • необычная поза во время письма.

Орфографические ошибки или плохой почерк сами по себе не могут быть основание для постановки медицинского диагноза. Однако расстройство письма может сигнализировать о наличии и других расстройств развития школьных навыков, а также навыков планирования и самоконтроля.

Плохой почерк может быть признаком нейропсихологического неблагополучия

Дискалькулия

Дискалькулия — расстройство освоения арифметических навыков. Ребёнку сложно оперировать математическими категориями, трудно освоить математические действия, а также понятия «число», «количество», «треугольник». Задания, связанные со счётом, могут вызывать тревогу и беспокойство.

Некоторые симптомы дискалькулии:

  • непонимание времени по часам со стрелками;
  • неспособность определить какое из двух чисел больше;
  • трудности в применении на практике теоретических математических знаний;
  • сложности с запоминанием и воспроизведением названий чисел;
  • трудности с пониманием графиков и планирование времени;
  • сложности с устным счётом.

Причины возникновения и пути помощи

Перечисленные расстройства развития школьных навыков не являются следствием снижения интеллекта или педагогической запущенности. Данные нарушения имеют нейробиологическую основу и могут проявляться самостоятельно или быть частью других расстройств. Сложности с обучением могут возникать при наличии у ребёнка нейропсихологических нарушений. Вероятность возникновения расстройств развития школьных навыков выше, если в у одного из родителей были похожие трудности.

Не ругайте ребёнка за его «нерадивость», научите снимать стресс и постарайтесь организовать максимально комфортный для ребёнка режим обучения. Старайтесь всячески заинтересовать ребёнка изучением письма и арифметики. Критически важно соблюдение режима сна и отдыха.

Если в поведении ребёнка вы обнаружили несколько признаков нарушения навыков школьного обучения, пройдите диагностику у нейропсихолога. Своевременная диагностика и коррекция помогут вашему ребёнку учиться с удовольствием.

Диагностика дислексии в центре Neuroflex