Сам научится: 9 мифов о логопедии

Если ребенок не говорит в два года, родители начинают тревожиться. Но не все идут к специалистам — не знают, когда и кому он помогают. Развенчиваем основные мифы о логопедии и рассказываем, чем она полезна и важна.


Миф 1: Логопеды помогают исправить дефекты речи

Да, логопед поможет тем, кто заикается, шепелявит и не произносит «р». Но этим его возможности не ограничиваются.

Логопеды помогут справиться с большим спектром речевых расстройств и расстройств школьного обучения: апраксией, дисфагией, дислексией. Для этого они используют разные приемы — развивают познавательные процессы, расширяют словарный запас, работают над постановкой звуков.

Миф 2: Ребенок сам вырастет из проблем с речью

Может и да, но лучше не пускать на самотек.

Нарушение речи может быть маркером других более серьезных расстройств. Например, дети с РАС не обращаются с речью к взрослым в 2 года — просто повторяют слова, но не адресуют их людям. Эти и другие признаки лучше не пропускать, а обращаться к специалисту.

Ребенок может «перерасти» проблемы с речью, но от занятий не будет хуже. Тем более сначала логопед проводит диагностику, определяет уровень нарушений и только потом составляет программу и график занятий.

Услуги логопеда в центре Neuroflex

Миф 3: Ребенка нужно проверять на расстройства речи только после 5 лет

Нет, это миф из «советского» прошлого. Нужно обращаться раньше.

К 5 годам речь ребёнка почти сформирована — логопеду легче исправить нарушения в более раннем возрасте. Речь развивается в несколько этапов и на каждом есть свои нормы. В полгода ребёнок должен лепетать, в около года появляются первые слова. Если родителям кажется, что ребёнок отстает от норм, лучше обратиться к логопеду. Он проведет диагностику, поймёт, насколько серьёзно нарушение и нужно ли с ним  работать.

Также в большинстве стран действуют программы раннего вмешательства. Дети из неблагополучных семей и дети врожденными нарушениями и инвалидностью находятся под особым контролем в первый год жизни. Педиатры и другие специалисты работают с родителями, учат их обращать внимание на признаки расстройств и рассказывают, куда и как обращаться за помощью. Детям оказывают комплексную помощь — с ними работают врачи, логопеды, психологи.

Миф 4: Логопеды на занятиях только играют

Да, логопеды часто используют игровые практики. Это связано с возрастными особенностями дошкольников.

В дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности. Это значит, что через игру ребенок выражает эмоции, получает знания, строит отношения. детей дошкольного возраста игра занимает большее место в жизни, чем любая другая деятельность. Поэтому на занятиях ребенок жужжит как пчелка, гудит как грузовик, играет с куклами — так он вовлекается в работу и осваивает нужные речевые навыки.

Миф 5: Проблемы с речью у детей от того, что родители с ними «сюсюкают»

Скорее наоборот. Чем больше родители «сюсюкают», тем лучше развивается ребенок.

Младенцы больше внимания уделяют «тонким», высоким голосам, преувеличенным жестам и выражениям лица. Детям до года важнее ритм, частое повторение одних и тех же слов. Это помогает детям различать людей, объекты, запоминать явления окружающего мира.

Миф 6: Дети плохо говорят, потому что не стараются

Нет. Дети всегда стараются, но иногда «экономят» на звуках.

Девочка Аглая говорит «апобус» вместо «автобус». Она не ленится. Она пытается понять, как звуки соединяются в слова. Когда говорит, Аглая произносит слова так, чтобы ей было легче — общий смысл сохраняется, звук слегка меняется. Это может пройти само, а может помочь логопед.

Миф 7: Логопед работает только с детьми

Нет. Логопед помогает взрослым устранить дефекты речи или восстановиться после травм и болезней.

Устранить дефекты речи у взрослого сложней, чем у ребенка. Это связано с тем, что речь уже не пластична. Но польза от занятий все равно есть.

При реабилитации после инсультов и травм логопед работает вместе с другими специалистами. Статистика показывает, что занятия с логопедом помогают восстановить речь после инсультов.

Миф 8: У мальчиков больше проблем с речью, потому что они развиваются позже

Не совсем так. У мальчиков есть больший риск позднего речевого развития, но в остальном они развиваются так же как девочки.

Исследования показывают, что у мальчиков чаще, чем у девочек встречаются задержки в речевом развитии — это доказано для детей трех и семи лет. Пока исследователи не могут найти точную причину.

Но это не значит, что с мальчиками нужно больше или наоборот меньше заниматься. Дети обоих полов имеют право на внимание со стороны взрослых. Если кажется, что у ребенок отстает от возрастных норм, то стоит идти к специалисту.

Миф 9: Логопедия вообще не эффективна

Нет. Этот миф возник из-за некорректно проведенного исследования.

В 2000 году в Великобритании провели исследование: часть детей с речевыми нарушениями занималась с логопедом, часть не ходила к специалисту. Через год дети из первой группы говорили не лучше детей из второй группы. Исследователи сделали вывод, что занятия с логопедом не эффективны.

Но исследователи допустили ошибку — дети из первой группы занимались меньше часа в неделю. Этого мало, поэтому и эффективности исследователи не обнаружили.